Скульптура
«Родина-мать зовет!»
Главный образ Мамаева кургана, символ Волгограда и Волгоградской области, один из главных символов Великой Победы.
Волгоград
родина-мать
Общие сведения о монументе
Скульптура «Родины-матери» расположена на 14-метровом холме, к подножью памятника ведет дорожка-серпантин. Вдоль дорожки расположены 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Проходя по дорожке-серпантину, посетители Мамаева кургана постепенно приближаются к огромному величественному монументу.

«Родина-мать» стала первой в мире статуей, выполненной из железобетона. Внутри скульптура состоит из небольших прямоугольных ячеек, похожих на комнаты. Фигура отливалась ярус за ярусом с использованием опалубки из гипслоита — лишь голову, руки и шарф скульптуры отливали отдельно, на земле. Толщина стенок «Родины-матери» небольшая — всего 25−30 сантиметров, для увеличения прочности конструкции скульптура выполнена из предварительно напряженного железобетона. Жёсткость конструкции поддерживается системой из 117 канатов, находящихся в постоянно натянутом состоянии. Они проходят с самого первого уровня до рук и шлейфов «Родины-матери».
Строительство «Родины-матери»
История строительства монумента
Строительство было начато в мае 1959 года и завершилось 15 октября 1967 года, когда мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» был торжественно открыт. Однако мало кто знает, что в 1959-ом году собирались строить совершенно другую «Родину-мать». По первоначальному проекту на вершине Мамаева кургана планировалась установка «Родины-матери» со знаменем и коленопреклоненным бойцом у её ног. Однако уже в процессе строительства Евгений Вучетич меняет проект — Сталинградской битвой война не закончилась, впереди были еще долгие годы сражений. Сталинград стал моментом коренного перелома в Великой Отечественной, поэтому здесь «Родина-мать» поднимает свой карающий меч и зовет за собой в атаку. Смысл главного монумента, таким образом, коренным образом поменялся. Исчезли прямые монументальные лестницы к подножью статуи, которые к тому моменту были уже построены — вместо них Вучетич пустил по холму дорожку-серпантин.
Факты о памятнике
Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники»
Конкурс без границ
01
Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны/ Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.
Кто был прототипом?
02
Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Самая высокая статуя мира
03
После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.
Стальной меч
04
Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.
Образ «Родины-матери»
05
Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.